Как Вы уже снова, наверное, заметили - у меня в очередной раз стало катастрофически не хватать свободного времени на одно из моих самых любимых хобби: ведение блога Insight IT. Сегодня меня заставила вновь к нему вернуться одна старая, но все же полезная традиция: отписываться о своих впечатлениях о всех тематических мероприятиях, на которых меня каким-то неведомым образом периодически заносит. На этот раз, как многие уже, наверное, догадались, "виновницей торжества" стала конференция РИФ+КИБ 2010. Буквально несколько часов назад я вернулся с заключительного дня данного довольно изнурительного мероприятия, так что предлагаю особо не распинаться и перейти сразу к делу.

Вообще я, судя по всему, не совсем попадаю в задуманную целевую аудиторию РИФ, скорее всего так как за мной (пока ;) ) не стоит какая-то крупная компания, интересы которой я преследую - многие (если не все) доклады были скорее ориентированы не на специалистов, а на топ-менеджмент среднего или даже крупного бизнеса. Но так как я в любом случае туда поехал скорее "для общего развития", чем за какими-то конкретными знаниями, так что в любом случае мероприятие прошло для меня достаточно продуктивно.

Итак, для затравки об организации мероприятия: проходило оно в подмосковье, в пансионате "Лесные дали", который находится в ~25 километрах от МКАД по Рублево-Успенскому шоссе со всеми вытекающими... Передвигаюсь я в последнее время на машине и вообще это было мое первое посещение данной географической области. Цензурных слов охарактеризовать выбор организаторами места дислокации мероприятия у меня не находится: в общем в первый день я добирался туда аж 4 часа (спасибо доблестным сотрудникам, которые регулярно перекрывают данную трассу на неопределенный срок), при этом припарковаться удалось лишь в 20-30 минутах пешей ходьбы от главного корпуса в связи с жесткой нехваткой парковочных мест. Изначально арендовать номер в гостинице я как-то не решился, так как вместе с питанием это стоило на порядок дороже участия в конференции, так что решил покататься туда-сюда три дня подряд - вроде не так далеко, хотя если бы знал, что потрачу в сумме часов 15-17 на дорогу - подумал бы лишний раз над данным вопросом... Потоков на конференции было аж 10, причем распределение участников было определенно неравномерным, ровно как и количество доступных мест в аудиториях: был достаточно просторный главный зал, в котором обычно располагался местный кинотеатр, с нормальными сидениями и вентиляцией, был достаточно большой шатер на свежем воздухе, а вот остальные потоки проходили, как я понял, в помещениях изначально выполняющих роль чего-то среднего между коридором и холлом - в общем минимум места, обычные стулья и никакой вентиляции. Питание было вполне сносным по качеству, если учесть что производилось в обычной столовой, но со стоимостью организаторы загнули конечно... Из определенно положительных моментов в организации хочется отметить качественные звук и проекторы (с этим вообще косяков не было замечано), онлайн трансляцию от COMDI (смотрели открытие из пробки на МКАДе) через Ёту и обилие свежего воздуха, которое было особенно заметно по сравнению с Москвой. Фуршеты и вечеринки я все пропустил в связи с тем, что не взял номер, но по впечатлениям остальных участников все остались довольны внепрограммными вечерними активностями, особенно часто приходилось слышать некую "вечеринку mail.ru", которая всем очень понравилась :)

По содержанию я наверное не буду сильно все детализировать, так как тематика посещенных мной секций пересекается с тематикой данного блога лишь косвенно. Выбор из 10 параллельно идущих секций, конечно, заставляет немного растеряться, но методичное вычеркивание сомнительных потоков позволяло достаточно легко "из 10 зол выбрать меньшее". Впрочем, организаторы вроде как обещали выложить презентации по мере возможности - надеюсь поглядеть в обозримом будущем и то, что пришлось пропустить.

В первый день я решил посетить наименее банальные секции из представленных: корпоративные социальные сети и управление репутацией компании/бренда. И то и другое на самом деле практически не актуально для малого и отчасти среднего бизнеса, но послушать было довольно любопытно.

В секции про корпоративные социальные сети были общие рассуждения на тему Enterprise 2.0, как альтернативы традиционному подходу организации коммуникации в рамках крупной компании, плюс ряд докладов-саморекламы от 1С Битрикс, Microsoft и Oracle. Еще яндексоиды рассказали о своих самопальных внутренних сетях, блогах и других средствах внутрикорпоративной коммуникации - в целом ничего особенного, им такой формат общения судя по всему очень подходит. В целом все конечно зависит от компании: где-то менее формальный вид общения онлайн может работать, а где-то и не приживется. Кстати, в докладе представителя Яндекса был один-единственный скриншот с профилем докладчика во внутренней сети, на котором можно было разглядеть список служб, за которые он отвечает, среди них меня больше всех удивила Atlassian JIRA - вроде как докладчик придерживался позиции о том, что они пользуются только продуктами с открытым исходным кодом и собственными разработками для организации внутрикорпоративной кооперации.

Секция про управление репутацией была более оживленной, было много дискуссий, особенно большой диссонанс вызвал кейс про аварию с вице-президентом Лукойла. Насчет самого процесса управления репутацией онлайн все оказалось довольно примитивно: никакой автоматизации никто так до сих пор и не придумал, все вручную мониторят через RSS упоминания бренда в поисковых системах и конкретных площадках, оценивают эмоциональную окраску, выбирают ту или иную стратегию реакции. Из стратегий наибольшее внимание уделили: экспертные комментарии в ответ на негатив, поддержание позитивных отзывов, создание положительной волны на какой-то другой площадке в ответ на организованную негативную волну отзывов (чаще всего спровоцированную конкурентами или другими заинтересованными лицами).

Основной причиной такого оживления на секции про репутацию был ведущий - Федор Вирин, директор по исследованиям mail.ru, который вообще зажигал все три дня во время официальной программы :) Он был в составе организаторов многих секций, которые я посетил, и часто его комментарии или вопросы оставляли докладчиков в недоумении, а зал реагировал аплодисментами.

Второй день начался с секции про то, чем люди занимаются в Сети, на которую я нехило так опоздал из-за пробок. Застал всего 4-5 докладов, большинство из которых содержало любопытные цифры из разных исследований, касающихся Интернет. Запоминать и записывать естественно смысла было мало, надеюсь презентации все же выложат, оставалось лишь делать для себя какие-то выводы и отслеживать тенденции. Наиболее адекватные доклады в этой секции были у Павла Лебедева из ФОМ. День продолжился тремя секциями про интернет-рекламу: традиционные виды рекламы, такие как контекстная и медийная, дополнила секция про менее типичные варианты. Докладчики были как представителями всех крупейших в России рекламных сетей: Яндекс.Директ, Бегун, Google AdWords, так и многих крупных рекламных агенств, специализирующихся на Интернете. Из основных тенденций хочется отметить стирание граней между медийной и контекстной рекламой, уменьшение количества рекламных блоков в пользу одного блока, но большего размера. Яндекс.Директ поделились статистикой об эффективности различных типов объявлений: skyscraper'ы уже не в моде, лучше всего работает плоские горизонтальные объявления, причем градиентный фон тоже влияет положительно - в чем логика так и не удалось выяснить. Сотрудники mail.ru рассказывали о своих "нестандартных проектах", которые по сути представляют собой комплексные рекламные компании, состоящие из полного видоизменения одного из разделов mail.ru и ряда менее масштабных мероприятий вроде конкурсов, опросов, консультаций, игр и прочего. Достаточно интересным показался проект Wishop (при сотрудничестве с wish.msn.ru), который предлагает интернет-ресурсам сервис по монетизации трафика путем предложения своей аудитории оставлять "желания", а компаниям, которые заинтересованы продажей товаров и услуг - отвечать на желания конкретными коммерческими предложениями. Помимо этого был доклад о бизнесе, основанном на Lead Generation, от sravnisam.ru - по сути все свелось к брокерской деятельности в сфере услуг.

В последний день конференции я пошел на поток, посвященный Social Media. Было три секции: вирусная реклама, продвижение бренда и оценка эффективности рекламных кампаний. На секцию о вирусах я тоже слегка опоздал, но суть ее сводилась к показу различных примеров успешных или не очень видео-роликов и к философским рассуждениям - в целом весело, но практической пользы немного, если изначально представлять себе, как они работают. Перспективы данной области маркетинга все оценили одинаково: аудитория устает от одинаковых подходов, но пока есть силы на новый креатив в данной области - этот подход будет работать.

Не-вирусное продвижение брендов и компаний в социальных медиа в представленных докладах ограничивалось, на самом деле, ведением сообществ в соц. сетях, блогах, микроблогах и все той же работой над репутацией. Несколько кейсов, совсем общие советы, небольшая дискуссия насчет образа человека, представляющего компанию или бренд в социальных медиа... Совсем не впечатлило.

Заключающая секция всей конференция для меня была еще более странной: то ли все устали, то ли еще что, но доклады были совсем ужасными. Напомню, что тематика этой секции была оценка эффективности деятельности компании в социальных медиа. Максимум что предложили докладчики, представляющие интернет-компании, это мониторить блогосферу и считать количество постов и комментариев, упоминающих бренд или компанию (та же сказка, что и в управлении репутацией), плюс может быть считать число людей, проявивших какую-либо активность. Что делать с соц. сетями, закрытыми от индексации поисковыми системами, так никто и не знает. Единственным человеком, предложившим хоть какой-то способ посчитать эффективность кампании и ее ROI был Александр Ломизов из Bojole Research - можно просто провести социологическое исследование, что он и продемонстрировал на примере акции для Velle на сайте professionali.ru. Единственный минус - в его кейсе выборка настолько мала, что погрешность была чуть ли не 70% (по словам присутствовавшего Федора Вирина, который "по совместительству" является социологом :) ). Причина данного факта была проста: проведение качественного социалогического исследования реально стоит очень дорого, даже запросто может быть выше, чем самой рекламной кампании в социальных медиа, по-этому такой подход может использоваться лишь в редких случаях при большом бюджете в качестве составной части более крупной маркетинговой кампании.

Конференцию закрывал Федор с выступлением о том, почему предыдущие ораторы не смогли предложить ничего адекватного и почему маркетинг в социальных медиа до сих пор получает невероятно маленькую долю маркетинговых бюджетов. Во-первых, до сих пор не найден общий язык между маркетологами и людьми, работающими в Интернет: одним нужны вполне четкие KPI, а другие могут лишь предложить какие-то непонятные просмотры, контакты или что-нибудь еще менее понятное. Для развития этой сферы маркетинга определенно нужна стандартизация языка общения, механизмов измерения и набора KPI, что позволит сделать продвижение в социальных медиа более значимой фигурой в маркетинговой стратегии компаний и брендов.

После выступления Федор сразу покинул зал, а заключительное слово взял ведущий последней секции - Сергей Кузнецов из SKCG. Ничего по поводу данного выступления сказать толком не могу - смотрелось невероятно блекло на фоне предыдущего выступления, вообще ни одной толковой мысли. Хотя вел вроде неплохо и даже вопросы какие-то активно задавал докладчикам.

В целом конференция произвела положительное впечатление, хоть и была очень гуманитарной и поверхностной. Не знаю, насколько данное повествование окажется интересно аудитории моего блога, но надеюсь, что "для общего развития" может кто и прочитал до конца :)

Спасибо за внимание, постараюсь все же не совсем забрасывать блог Insight IT, что вообще как-то плоховато получается... Если хотите быть всегда в курсе того что я пишу, всегда можно подписаться на RSS или Twitter ;)